Японская фотография: от тэнран до PROVOKE
Курс о японской фотографии

Фотография: Томацу Сёмэй, Накахира Такума, 1964

C момента появления в Японии в конце 1840-х—начале 1850-х годов фотография — как медиум и визуальная привычка — была неразрывно связана с процессом модернизации и вестернизации, полным парадоксов и противоречий. После открытия Японии миру
в портовых городах начали открываться фотоателье и лавочки, торгующие готовыми снимками, не только западные (фотографы прибывали в Страну Восходящего Солнца одними из первых), но и японские. Фотография начинает использоваться, как инструмент создания нового образа себя и страны: при этом она становится частью японской визуальной традиции, подходы и задачи которой отличаются от западных, даже в эпоху журнала LIFE. Фотография заняла своё место рядом с гравюрой, позаимствовав некоторые жанры, но очень быстро вышла за их пределы, превратившись в объект технических, научных и эстетических споров.

Мы можем смотреть на фотографию как на артефакт-свидетельство, отражающее исторические изменения в стране, от открытия ее миру до взрыва атомной бомбы
и экономических кризисов конца века.

В рамках курса мы обратимся к основным мотивам и фигурам японской фотографии
с середины XIX века и до наших дней.
Образовательный процесс

Занятия проходят в смешанном формате: присоединиться можно как офлайн в мастерской на Малой Дмитровке, так и онлайн в Zoom.

Мы ведем запись занятий, в случае, если вы пропустили встречу, её можно посмотреть в записи. Курс состоит из 6 занятий. Слушателям будут предложены домашние задания: тексты для самостоятельного чтения

и список фильмов.

  • Ранняя японская фотография
    Появление фотографии в Японии. Фотография и гравюра. Первые фотостудии и фотосообщества. Специфика жанров. Изображения императора. Фотоальбомы. Иокогамская фотография.

    Симоока Рэндзё
    Узно Хикома
    Утида Куити
    Кусакабэ Кимбэй
    Эсаки Рэйдзи
    Феликс (Феличе) Беато
    барон Раймунд фон Стиллфрид
    и другие

    1
  • Японская фотография в последние годы Мэйдзи и период Тайсё (1900—1926)
    Фотография художественная и социальная. Становление фотоиндустрии. Фотография в журнале. Сообщества фотографов и любителей. Гэйдзюцу-сясин (пикториализм). Синко-сясин (новая вещественность). Япония и Европа.

    Кимура Сэнъити
    Курокава Сюдзан
    Накаяма Ивата
    Нодзима Ясудзо
    Огава Гэссю
    Умэсака Мори
    Фукухара Синдзо
    и другие
    2
  • Японская фотография в первые десятилетия Сёва и во время войны (1926—1945)
    Новостная фотография. Фотография на войне. Иллюстрированные журналы. Ходо-сясин. Выставочная фотография и фотография как объект. Сюрреалистическая фотография как способ сопротивления.

    Ивата Накаяма
    Натори Ёносукэ
    Саката Минору
    Футиками Хакуё
    Хорино Масао
    Ямамото Кансукэ
    Ясуи Накадзи
    и другие
    3
  • Послевоенная японская фотография
    Послевоенное поколение. Любительская фотография. Рэаридзуму. Фотография как травма и как историческое свидетельство. Между японским и американским. Урбанизация. Реклама. Массовая фотография.

    Домон Кэн
    Кавада Кикудзи
    Кимура Ихэй
    Нагано Сигэити
    Нарахара Икко
    Фукусима Кикудзиро
    Хаяси Тадахико
    4
  • Японская фотография в эпоху экономического роста
    Фотография как протест, перформанс и дизайн. Самиздат. Фотография как документ. Теория фотографии. Фотография в городе, в поезде, в автомобиле. Субъект фотографии. Фотографы и кинематографисты. Личная фотография.

    Хамая Хироси
    Хосоэ Эйко
    Суда Иссэй
    Морияма Дайдо
    Накахира Такума
    Сугимото Хироси
    Томацу Сёмэй
    Фукасэ Масахиса
    VIVO
    PROVOKE
    и другие

    5
  • Японская фотография сегодня
    «Интернациональная» фотография. Японская фотография на Западе. Женщины-фотографы. Музеефикация и институционализация. Фотография-эксперимент. Фотография как объект искусства. Дневниковая фотография.

    Араки Нобуёси
    Исиути Мияко
    Каваути Ринко
    Моримура Ясумаса
    и другие

    6
О преподавателе
  • Елизавета Орловская
    Художница-документалистка. Родилась в 2001 году
    в Москве, училась в Школе Родченко у Валерия Нистратова
    и Игоря Мухина. Занимается исследованиями японской фотографии ХХ века, пишет книжку про Тэраяма Сюдзи, Морияма Дайдо и связи между фотографией, текстом и иероглифом. Научный сотрудник Отдела Искусства Фотографии ГМИИ.
Стоимость и даты проведения курса
Расписание
Начало занятий – 10 октября 2025
Даты проведения курса — 10 октября — 28 октября

Занятия проводятся по вторникам и пятницам
с 19:00 до 22:00.
Стоимость курса
Стоимость курса – 14.000 ₽.

При оплате курса до 20 сентября
предоставляется скидка 10 %.

Возможна оплата по частям с помощью сервиса Долями.
Для кого этот курс?
Курс будет интересен широкому кругу слушателей: практикующим фотографам, художникам и зрителям, а также авторам, пишущим о фотографии.
Made on
Tilda