VI занятие: Фотография как фрагмент. Фотография и нарративность
Джон Шарковски, говоря о детали как о важнейшей категории в фотографии, утверждал, что она не может дать целого, потому что у тех, кто ее изобретал и осваивал, не было этого целого в голове, у них отсутствовал готовый стройный нарратив. О том, что фотография этот прежде всего «обрез», фрагмент, писал и американский философ Стенли Кавелл в книге «Видимый мир». Отсюда возникает вопрос о нарративности в фотографии.
Формально его там нет, но в то же самое время она к нему стремится, поэтому, в частности, возникают циклы и фотокниги. Теоретическим подспорьем в этом разговоре может послужить, среди прочего, работа, посвященная не фотографии, а кино: «Бела Тарр. Время после» Жака Рансьера.
Шарковски отмечает, что, поскольку фотография работает с деталью, она легко становится символом. То есть начинает передавать некоторое идеологическое послание, которое, как отмечал Барт, выдается за нечто натуральное и самоочевидное в силу самого врожденного реализма фотографии. Поэтому здесь уместно затронуть критический семиотический анализ фотографии, как практиковал его Барт в «Мифологиях» и в «Риторике образа».
Вопрос об отношениях кино и фотографии влечет за собой рассмотрение времени как категории фотографии. Есть ли время в фотографии и какое оно — сугубо настоящее, как считал Шарковски, или прошлое-в-будущем, как писал Барт и многие другие. Или это два разных вида времени, как полагает бельгийский теоретик Тьерри де Дюв: время дагерротипа и время мгновенной фотографии?